09.03.2021

Сторителлинг: как создавать истории?

Истории – это то, что идет рука об руку с человечеством с первых дней его существования. С их помощью подрастающему поколению прививали правила поведения, поучали, передавали мудрость древних и учили предотвращать конфликты. В основе любого сюжета книги или фильма несомненно должна лежать какая-либо… Да, верно, история. И успех произведения зависит от умения автора передать ее читателю или зрителю.
 

В нулевых годах XXI века сторителлинг стал активно внедряться в область маркетинга, и начал ассоциироваться в сознании людей как отдельное искусство для продвижения товаров и услуг. Невольным инициатором этого «бума» стала компания «Кока-кола», решившая сделать истории основой своей стратегии. Результатом стал ускоренный рост количества специалистов в области сторителлинга: согласно исследованию, проведенному летом 2013 года, около 10% маркетологов заявили о своих навыках создания историй как ключевых. На них существенно вырос спрос среди компаний, в том числе и с мировым именем. Оказалось, что для развития бизнеса очень важно наличие правдоподобного и цепляющего рассказа. 

Основы сторителлинга

Практически невозможно стать искусным рассказчиком в короткий срок. Не зря считается, что для этого человек должен иметь талант рассказывать, доносить до окружающих свою идею. Важно иметь четкое представление обо всех деталях, знать целевую аудиторию и ее потребности, а также разбираться в тонкостях человеческой натуры. Без этого история будет звучать фальшиво и неинтересно. Автору потребуется много практики.
 

Прежде чем приступить к знакомству со сторителлингом, необходимо определить, на чем он основывается. Существуют 4 «кита» любой истории:

 • Герой. Это может быть как реальный человек, живущий с автором под одной крышей или его сосед, либо вымышленный персонаж. Но он непременно должен быть наделен всеми необходимыми чертами, чтобы вызывать у читателя или зрителя сопереживание или симпатию. Чтобы выбрать подходящего героя, необходимо знать целевую аудиторию, чтобы сделать его своим «в доску».
Место и контекст. Ареал развития события играет важную роль, поскольку читателю будет неинтересно следить за непродуманной и серой обстановкой, где автор упускает детали или путается в них. 
Цель. Подумайте, для чего вы рассказываете историю. Ее необходимо сопроводить эмоциями и переживаниями, поскольку современный потребитель контента хорошо научился различать предвзятость. Сухой текст не найдет отклика в умах и сердцах читателей, поэтому его нещадно закроют, даже не удосужившись пролистать.
Сюжет. Это связующий элемент для всех предыдущих составляющих. 
Так выглядит скелет текста. Однако, чтобы он стал выглядеть как полноценное тело, ему необходимо обрасти «мяском», т.е. различными средствами выразительности, лексическими и композиционными приемами. 

Рекомендации для начинающих

Собирайте свою базу. Просматривая ленту, мы нередко натыкаемся на интересные сюжеты. Если они вас зацепили, не проходите мимо, возьмите идею на вооружение. Возможно, в недалеком будущем она пригодится при написании одной из историй. Также немаловажно оценивать ее с точки зрения количества откликов в Сети: комментарии, лайки и т.д.
 

Отслеживайте новые веяния. Иногда происходит нечто такое, что становится предметом ярого обсуждения, превращается во временный тренд. Эти идеи, мысли также могут пригодиться при занятии сторителлингом. 

Будьте актуальны. Эта рекомендация является продолжением предыдущей. Бесконечно разжевывать один и тот же мотив нельзя, рано или поздно он приедается читателю. Необходимы относительно свежие инфоповоды.
 

Берите чужие идеи для создания собственных. Писать полностью свой контент может далеко не каждый – слишком многое уже создано, поэтому «на безрыбье» можно обыграть историю, сюжет которой придуман другим автором. 

Достойное оформление. Можно быть сколько угодно талантливым автором, но если вы не можете должным образом оформить текст, он наверняка будет обречен на провал. Во-первых, он должен легко читаться и не казаться громоздким: чем больше абзацев, тем лучше. Во-вторых, контент должен быть удобен с точки зрения взаимодействия с ним читателя: например, удобная навигация, привлекательная рабочая панель интерфейса и т.д.

Как создавать по-настоящему запоминающиеся истории

Определить главную мысль. И на всем протяжении периодически следует возвращаться к ней, не отступая. Большое количество смыслов может запутать и отпугнуть читателя, который попросту не поймет замысел автора. 
 

Подавляющее большинство мегауспешных проектов в кино или телевидении пронизаны одной идеей. Ярким примером может послужить сериал «Доктор Хаус», который, по словам некоторых исследователей, вызвал небывалую моду на трости. Весь сюжет сериала построен на мнении циничного и порой несносного героя о том, что все лгут. Он постоянно попадает в передряги, вызывает неоднозначную реакцию у коллег и пациентов, но никогда не отступает от своей идеи.

Использовать четко выстроенную структуру. В мире уже накоплено немало готовых решений того, как грамотно расположить элементы истории от начала до конца. Журналист Кристофер Букер выделяет ряд типов сюжетов, которые много лет используются сценаристами для создания всемирно известных творений. 
 

Путешествие и возвращение домой. Герои преодолевают многочисленные трудности, прежде чем оказаться на родине. Яркий пример: творение древнегреческого поэта Гомера под названием «Одиссея», где ключевой персонаж долгие 20 лет добирался до своего царства, не раз будучи на волоске от гибели. 

Из грязи в князи. Истории, посвященные становлению великих личностей, которые преодолевают трудности и находят путь к успеху. В качестве примера можно привести «Миллионер из трущоб» или «Волк с Уолл-стрит». Такие истории, как правило, используются для написания автобиографий успешных владельцев аккаунтов из простонародья для привлечения новых подписчиков. 
Перерождение. По мере развития сюжета герой приобретает черты положительного персонажа, будучи изначально отрицательным, или наоборот. Классический пример: мультфильм «Гадкий Я», где из социопата он превращается в любящего отца для троих детей. 
Комедия. Легкая и беззаботная история, с безалаберными и простодушными персонажами, которая неизбежно приведет к счастливому концу. Она годится для читателей практически любой возрастной категории. Определенно стоит обратить внимание на фильмы «1+1. Неприкасаемые» и «День сурка» с Биллом Мюррэем. 
Приключения. Передряги, которые приходится пережить герою, невольно заставляют зрителя или читателя сопереживать ему. В качестве классики можно выделить серию фильмов «Властелин колец» по мотивам книг британского фантаста Джона Рональда Толкиена, а также трилогия «Назад в будущее». 

Построить конфликтную ситуацию. Без сложностей жизнь покажется слишком постной, поэтому в основе сюжета истории должна быть ситуация, которая мешает главному герою добиться поставленных целей. Эксперты выделяют три основных вида конфликта:

Герой против себя. Внутренние противоречия наиболее сильные, они производят глубокое впечатление на аудиторию, заставляя сопереживать персонажу.
Герой против окружающих. Такой вариант знаком всем нам с раннего детства, поскольку общение с другими представителями неизбежно порождает противоречия.
Герой против сил природы. Тема стала особенно популярной на рубеже второго и третьего тысячелетий на волне ожидаемого конца света, и была принята на вооружение многими авторами. Ничтожность человека перед силами природы, несмотря на многочисленные научные достижения, подчеркивает необходимость пересмотра своего отношения к ней. 
 

Заставить героя преодолевать препятствия. При этом нужно учитывать, что они должны быть сложными, но выполнимыми. В противном случае история может получиться с примесью фальши, и вызовет негативную реакцию по прочтении. 

Довести историю до логического конца. Он должен принести читателю удовлетворение, придать особый смысл происходящему и чему-то научить. Развязка должна зависеть от действий главного героя, быть их логичным итогом – в противном случае практической ценности она нести не будет.  
 

Наверх